Сабина Чагина на фоне мурала Миши Most
Минуло 11 лет, как производство покинуло территорию завода, который возник на берегу Яузы в 1901 году. Уникальный образец дореволюционной промышленной архитектуры спроектирован архитектором Николаем Фалеевым и инженером Виктором Величкиным, которые сделали основное производственное здания асимметричным, сложной конфигурации с переменной этажностью. А с тех пор как производство съехало в Подмосковье, территорию облюбовали уличные художники. На красных кирпичных стенах, украшенных белыми фронтонами, можно найти старые потертые муралы, которые превращают путешествие по территории в археологическую экспедицию по уличному искусству. Новый и самый масштабный появился на днях. Мурал Миши Моst, который для создания своих работ использует коптеры и роботов, привлекает внимание уже на подходе к арт-кластеру. На нем как раз красуется андроид из разноцветных линий.
Мурал Сергея Овсейкина
– Конкурс для уличных художников стал первым осознанным шагом к развитию культурной территории, – рассказывает Сабина Чагина, которая курирует проект осмысленной интеграции уличного искусства. – До того были хаотичные попытки. Когда-то тут действовал проект «Коробка» художника Андрея Бергера и на улице появлялись работы разных авторов. Здесь можно найти старый мурал Димы Аске и Zoom, который умер в прошлом году. Когда эту территорию продавали, были желающие все снести, но новая стратегия подразумевает сохранение наследия. Здесь идея, поддержанная главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым, очевидна: сохранить старое и разбавить новым.
Работа Алексея Луки вписывает в сюжет уже чувствующие элементы, вроде кондиционера
Тему трансформации каждый из авторов раскрывают по-своему. На многометровом мурале Миши Моst летают научные формулы, в геометрические формы вплетены элементы флоры, а в центре – андроид с кристаллом, который как бы заглядывает в будущее. Работа Алексея Луки мимикрирует под старую архитектуру. Он специально выбирал стену, где уже висят кондиционеры, есть естественная деконструкция, которую он подчеркивает с помощью красок и форм. Работа Сергея Овсейкина напоминает конвейер. Мурал отсылает к индустриальной эстетике — многоуровневые пространства разбиты лестницами на сцены, которые становятся метафорой поиска счастья и целей, отражая ироничное отношение к серийности событий. «Разбросанные» по муралу бутылки добавляют сарказма, напоминая об образах короля поп-арта Энди Уорхола. Это новое прочтение контекста. Кроме того, на территории открываются мастерские — там будут работать Алексей Партола, Егор GIWE, Кирилл Ашестин.
Инсталляция из дорожных знаков
Прогулка по остальной территории пока напоминает крест-бродилку. Здесь можно найти почти два десятка старых муралов и арт-объектов, которые неожиданно «выступают» на исторической кладке. Вон из малозаметного окошка торчит профиль белого мишки, как раз напротив мурала Сергея Овсейкина. Рядом с ним бетонный блок, разрисованный под трамвай. На выступе из стены можно обнаружить два бронзовеющих безголовых манекена, которые в руках держат по круглому светильнику. За углом инсталляция из множества дорожных знаков и фигура девушки — нет, не с веслом, а с карбюратором. Есть на бывшем заводе и еще один раритет – осыпающийся мурал Яна Посадского, визуализирующий звуковую волну, — словом, есть чем потешить воображение.
Девушка с карбюратором