Главная / НАУКА / Новый анализ ДНК раскрыл тайну «пропавшего принца»

Новый анализ ДНК раскрыл тайну «пропавшего принца»

Каспар Хаузер появился, казалось бы, из ниоткуда на территории нынешнего Нюрнберга (Германия) 26 мая 1828 года, когда ему было около 16 лет. Его нашли бродящим по городской площади без документов и с неподписанным письмом в руке, рассказывает CNN.

В письме и отрывочных воспоминаниях Хаузера рассказывалась душераздирающая история: он вырос в тесной темнице, которую никогда не покидал, и его кормил и содержал в чистоте некий благодетель, которого он никогда не видел. Когда подросток Хаузер появился в центре города, он едва мог написать собственное имя и едва мог общаться с чиновниками, которые его допрашивали.

Появилась фантастическая история, согласно которой Хаузер был принцем из местных преданий, похищенным у королевской семьи Бадена, в то время суверенного государства на территории современной юго-западной Германии. Не было никаких доказательств, подтверждающих эту теорию, но слухи продолжали ходить, привлекая к Хаузеру внимание модных представителей европейского общества и делая его местной знаменитостью.

Долгое время после смерти Хаузера ученые тщетно искали какие-либо доказательства его королевского происхождения. В середине 1990-х годов генетические данные, полученные из образцов сохранившейся крови Хаузера, показали, что он не принадлежал к баденскому роду. Но эти результаты вскоре были опровергнуты проведенными несколько лет спустя тестами, в ходе которых были взяты образцы волос Хаузера.

Недавно ученые нашли окончательные ответы, проанализировав образцы волос Хаузера, согласно исследованию, опубликованному в журнале iScience. Их подход, разработанный для изучения древних фрагментов ДНК неандертальцев, был более чувствительным, чем более ранние методы.

Когда они проанализировали митохондриальную ДНК Хаузера, или мтДНК — генетический код, передаваемый по материнской линии, — они подтвердили, что она не соответствует мтДНК членов семьи Баден. Спустя почти два столетия после таинственного появления Хаузера это открытие исключило возможность того, что он был похищенным принцем.

Новый анализ “иллюстрирует, как молекулярная генетика может разгадать исторические тайны”, сказал доктор Дмитрий Темяков, профессор кафедры биохимии и молекулярной биологии Университета Томаса Джефферсона в Филадельфии.

“Это очень всестороннее исследование, — отмечает Темяков, который не принимал участия в исследовании. — В нем были учтены все предыдущие данные, изучены и объяснены расхождения в анализах секвенирования ДНК, которые проводились в разное время и разными методами, представлены новые данные и тщательно оценена вероятность того, что человек соответствует определенной линии”.

По словам ведущего автора исследования и судебного молекулярного биолога доктора Вальтера Парсона, научного сотрудника Национальной лаборатории базы данных ДНК Федерального министерства внутренних дел Австрии в Инсбруке, лаборатория, проводившая новый анализ, почти два десятилетия работала над совершенствованием методов изучения сильно деградировавшей ДНК.

Для своего исследования ученые сначала проанализировали более ранние данные о Хаузере. В 1996 году лаборатория в Мюнхене, Германия, проанализировала кровь с нижнего белья Хаузера. (Он умер от ножевого ранения, и его окровавленная одежда хранится в музее в Ансбахе, Германия.) По данным мюнхенской лаборатории, мтДНК в крови Хаузера не соответствовала мтДНК из Бадена. Однако некоторые исследователи, поддерживавшие гипотезу о “потерянном принце”, утверждали, что кровь, возможно, не принадлежала Хаузеру, сообщил Парсон CNN:

“Было сказано, что кураторы музея, где были выставлены брюки Каспара Хаузера, хотели обновить кровавое пятно, чтобы оно выглядело лучше. Если бы это было так, то новая кровь маскировала бы старую и, скорее всего, имела бы другую митохондриальную ДНК”.

В начале 2000-х годов другая лаборатория в Мюнстере, Германия, провела тестирование образцов волос от Hauser. Эти результаты показали, что мтДНК Хаузера была близка к мтДНК баденцев, что противоречит выводам, полученным в Мюнхене.

“Они оказались в тупике”, — сказал Парсон.

Лаборатория Парсона провела новый анализ волос Хаузера, используя пряди, собранные до и после его смерти. Волосы были тщательно задокументированы и могут быть идентифицированы с большей уверенностью, чем образцы крови, сказал Парсон. Более того, высокочувствительный лабораторный метод позволил исследователям быть уверенными в том, что они берут пробы с волосяных стержней, где находится полезная мтДНК, и что образцы не были загрязнены.

“Благодаря усовершенствованному методу секвенирования мы смогли получить последовательности компонентов с высокой степенью разложения”, — сказал Парсон, получив результаты с гораздо более сильным сигналом, чем при предыдущем анализе волос. Новые результаты совпали с результатами анализа крови, проведенного в 1996 году, и показали, что митотип Хаузера — набор митохондриальных аллелей для различных генов — был типом W. Митотип баденцев был типом H.

“Это меняет картину, потому что теперь образцы волос дают тот же результат, что и образец крови”, — сказал Парсон.

Чтобы подтвердить свои результаты, исследователи отправили пряди волос в третью лабораторию в Потсдаме, которая специализировалась на изучении древней ДНК, но не сообщила ученым, что это были волосы Хаузера. Слепой анализ в Потсдаме также выявил митотип типа W для образца Хаузера.

“Согласованность данных трех независимых лабораторий еще больше подтверждает выводы исследования”, — добавил Темяков.

Согласно “теории принца”, родителями Хаузера были великий герцог Карл и великая герцогиня Стефания де Богарне. Великая княгиня родила сына 29 сентября 1812 года, и неназванный ребенок умер, когда ему было 18 дней от роду.

Однако некоторые шептались, что погибший младенец был другим младенцем, которого его сводная бабушка, графиня Луиза Каролина фон Хохберг, подменила на двухнедельного принца. Теория гласит, что настоящий принц — человек, который позже назвал себя Каспаром Хаузером — был затем спрятан. Когда впоследствии Карл и Стефания не смогли произвести на свет наследника мужского пола, один из сыновей графини Хохберг взошел на великокняжеский трон.

По словам Парсона, новые данные о Хаузере не только развенчивают теорию принца, но и демонстрируют важность расширения возможностей технологий анализа ДНК. “Это, конечно, влияет на то, как мы продолжаем работать с митохондриальной ДНК при идентификации людей в судебной медицине”, — добавил он.

Но если Хаузер не был “потерянным принцем”, то кем он был? Согласно исследованию, это невозможно определить по данным мтДНК, которые могут связывать его только с западноевропейским происхождением.

На кладбище Ансбах, где похоронен Хаузер, на его надгробной плите написано, что он был “загадкой своего времени”. Однако, кем бы ни был Хаузер, эту загадку еще предстоит разгадать.

Источник

Оставить комментарий

Виагра