На фоне растущей напряженности в международном олимпийском боксе, недавно созданная организация World Boxing под руководством Бориса ван дер Форста не может получить необходимую поддержку от национальных федераций, несмотря на сильную поддержку со стороны Томаса Баха, который начинает разочаровываться в неудачах голландца. «МК-Спорт» рассказывает подробности.
Олимпийский бокс уже давно находится на распутье, и, несмотря на поддержку Томаса Баха и всей структуры Международного олимпийского комитета (МОК) Бориса ван дер Форста, выхода из кризиса не видно. Конфликт между МОК и Международной боксёрской ассоциацией (IBA) длится уже долгое время и продолжает открывать новые главы в отношениях между его главными фигурами, россиянином Умаром Кремлевым и немцем Томасом Бахом. Их взгляды так же противоречивы, как и их подходы, и будущее олимпийского бокса находится под угрозой.
Международная боксёрская ассоциация (IBA) исторически организовывала бокс на олимпийском уровне. Это мировая руководящая организация бокса, основанная в 1946 году, но в течение нескольких лет она не признается МОК в олимпийских вопросах, несмотря на изменения, внесенные по просьбе самого Томаса Баха. Борис ван дер Форст был выбран Бахом для руководства действиями IBA и её взаимодействия с МОК, но его постоянные неудачи на выборах помешали ему возглавить IBA, не говоря уже о том, чтобы представлять боксёров.
Ван дер Форст проиграл все выборы, в которых участвовал, начиная с президентских выборов в IBA в 2020 году и заканчивая выборами в совет EUBC в 2022 году и другими, такими как президентские выборы в EUBC в 2022 году. Недовольный результатами выборов при поддержке Баха и других чиновников, голландец продолжил попытки доминировать в любительском боксе по всему миру.
То, чего он не смог добиться через выборы, он пытался сделать за их пределами. Он попытался сделать это вне уставных положений IBA, членом которой он был в течение многих лет, создав новую мировую боксёрскую организацию – World Boxing (WB). Однако этого было недостаточно; национальные федерации также должны были быть представлены, и их избирали по интересам соответствующих групп. Здесь и заключается главная неудача ван дер Форста: он не может заручиться поддержкой федераций, несмотря на огромное давление со стороны МОК.
Один из самых спорных аспектов, связанных с ван дер Форстом, – его связи с Владимиром Путиным и Россией, с которой у него давние хорошие отношения. Например, в 2019 году ван дер Форст фотографировался с президентом России на чемпионате Европы по боксу среди мужчин 2019 года в Минске. Россия в целом не пользуется благосклонностью Баха и его коллег, и это одна из причин, по которой МОК ставит множество препятствий перед IBA под руководством Умара Кремлева. Однако это не помешало МОК поддержать новую организацию.
Идея Баха ясна: разрушить IBA и создать новую организацию, которая будет больше соответствовать взглядам МОК, которому, среди прочего, не нравится распределение призовых денег в IBA и прямые финансовые выплаты участвующим боксерам и тренерам. МОК сделал всё возможное, чтобы World Boxing получила признание, несмотря на отсутствие поддержки как национальных, так и региональных федераций. Организация даже потерпела неудачу в Европе, на своей собственной территории.
Через Национальные олимпийские комитеты МОК оказывал значительное давление на национальные федерации в преддверии Парижа-2024. МОК пошёл настолько далеко, что сделал заявление о том, что боксеры, представляющие IBA, не будут допущены к соревнованиям на Олимпиаде в Лос-Анджелесе-2028, фактически вынуждая их перейти в новую организацию World Boxing под руководством ван дер Форста.
В Париже МОК предоставил ван дер Форсту возможность наладить отношения с национальными федерациями, предоставив ему ложи и специальные аккредитации. Всё было готово, но голландец не воспользовался этим шансом. Несмотря на усилия МОК по вытеснению IBA и поощрению миграции в новую международную федерацию бокса, WB не удалось получить необходимую поддержку, чтобы считаться представительной для национальных федераций и боксёров из разных стран.
У неё всего 42 участника, что слишком мало для представления интересов боксерского мира. Из них только 13 не являются членами IBA, несмотря на давление со стороны МОК, и двое из этих 13 даже не признаны федерациями в своих странах. Из этих 13-ти в Париже-2024 медали выиграла только Великобритания, взяв две бронзы. Тем временем, в списке медалистов можно найти текущих членов IBA.
В итоге, МОК разочаровался в ван дер Форсте, которому не удалось заручиться поддержкой большинства национальных федераций, несмотря на предоставленные ему беспрецедентные преимущества.
«По причинам управления МОК не в состоянии организовать ещё один олимпийский турнир по боксу. Чтобы сохранить бокс в олимпийской программе, МОК нужен признанный и надёжный международный партнёр, как это происходит с другими олимпийскими видами спорта», – говорится в заявлении МОК, которое должно было побудить федерации перейти в WB, но этого не произошло.
«В настоящее время бокс не включен в программу Олимпийских игр 2028 года в Лос-Анджелесе. Чтобы исправить это, МОК должен иметь связанную международную федерацию бокса к началу 2025 года», – гласит другая часть того же заявления, оказывая давление на национальные федерации, которые в основном отвергли предложения о переходе к ван дер Форсту и пока остаются с Кремлевым во главе.
Неудача ван дер Форста очевидна. Так же, как и в его родной голландской федерации, где боксёрские результаты оставляют желать лучшего, он не достиг ожидаемых результатов, и его время истекает. Федерации отворачиваются от него. Параллельные федерации были также созданы во Французской Полинезии, Перу и Эквадоре, но в итоге они не представляют своих боксёров.
У МОК нет плана Б, так как он поставил всё на ван дер Форста просто потому, что тот был оппонентом Кремлёва (и проиграл выборы в IBA), но этот план провалился, потому что они не могут привлечь боксёров в свою федерацию. Примером, частично иллюстрирующим ситуацию с WB, являются весовые категории боксеров. В WB их меньше, чем в IBA. Для женщин WB предлагает всего 10 категорий по сравнению с 12 в IBA, а для мужчин – 10 категорий против 13, что указывает на меньшее количество доступных участников.
WB не привлекателен ни для боксёров, ни для национальных федераций, он не предлагает призовых, у него нет значимых боёв или крупных чемпионатов, как в IBA. У него даже нет собственных организованных соревнований, только совместные турниры, которые существуют уже много лет, такие как Кубок Кёльна по боксу 2023 года.
Единственное, что WB могла бы предложить, это организация олимпийского бокса, но это не произойдет с таким малым представительством, и МОК это понимает. Ван дер Форст также это осознаёт, хотя он всё ещё надеется, что сможет привлечь сторонников, которые систематически отвергают его – как на выборах, так и, по крайней мере пока, в попытке перейти в WB, несмотря на постоянное давление со стороны МОК.
Будущее олимпийского бокса под угрозой, и это понимают все. Усилия и капризы МОК по управлению мировым боксом через ван дер Форста не могут продолжаться в условиях таких плохих результатов. Если голландец не добьётся представительства и МОК не организует бокс на Олимпиаде-2028, как он неоднократно заявлял, то останется лишь один выход – сесть за стол переговоров с Кремлёвым и IBA или исключить из олимпийской программы исторический вид спорта, который впервые был включён в Олимпийские игры в Сент-Луисе в 1904 году.